(288) 01 - 07 марта 2001 

Сегодня 02.11.2001 года.                         архив
Архив

Баланс недели
Что будет на неделе
Новости недели
Красавица недели
Гороскоп
Программа передач

Объявления
Анекдоты

На городском бульваре
Ехидные заметки
Время и кошелек
Тропинка к храму
Спортивные страсти
Женская долька
Счастливые страницы
Два русских вопроса
с Львом Овруцким


О нас
Подписка
Гостевая книга
Архив
Как нас найти

 

неделя / баланс недели
   У учителей Татарии нет повода идти на баррикады
   Большой секрет маленькой кампании
   Детей поставили в угол. Национальный
   События вокруг "Казанского Времени" заинтересовали русскоязычную диаспору Сан-Франциско
   В верхах
   Как стать Татарбаши?
   Вендетта по-татарски

/Дмитрий Михайлин/   

Детей поставили в угол. Национальный

    Уважаемая редакция!

   Я являюсь постоянным вашим читателем и рад, что в Татарстане есть одно издание, которое не боится выносить на обсуждение злободневные темы. Хотелось бы поделиться с вами одной проблемой, о которой в школах говорят все больше и больше. Я сам работаю в обыкновенной школе преподавателем истории, но выражу мнение, пожалуй, большинства педагогов.

   В Татарстане с девяностых годов действуют законы "О языках народов РТ", "Об образовании", Государственная программа РТ по сохранению, изучению и развитию языков народов РТ. С этого времени начался новый этап развития национального образования в республике. Здесь только можно и нужно приветствовать тот факт, что татарский народ в полной мере может развивать свою национальную самобытную культуру. И для того чтобы в республике, да и просто у татарского народа была своя, национальная, интеллигенция, необходимы татарские национальные школы, гимназии, вузы, а они сегодня есть в РТ. Однако здесь произошел некий перекос, который в будущем может обернуться и драматическими последствиями. В чем проблема?

   В самых обычных детских садах и школах дети комплектуются по национальному признаку. В любом обычном детском саду есть татарская группа, в самой обычной школе в каждой параллели существует татарский класс или класс с воспитанием на татарском языке. При этом вы не найдете ни одного программного документа, в котором бы предписывалось подобное. Любой завуч школы или заведующий детским садом вам объяснит, что вся эта инициатива исходит от родителей и администрация только идет навстречу.

   Если взглянуть на класс, где воспитание ведется на татарском языке, то здесь непонятен сам смысл такого рода комплектации детей. Преподавание в этих классах ведется на русском языке, учебники также на русском языке. И получается, что детей собрали в такой класс для того, чтобы отчитаться перед вышестоящими органами. При этом создается интересная ситуация. Уже с детского сада дети разных национальностей начинают жить и работать порознь. Русские и татарские дети лишены общения с друг другом; они общаются между собой на своем языке; они варятся в своей национальной атмосфере - и нет уже между детьми того контакта, который так хочется видеть. Татарские дети привыкают говорить и общаться на татарском языке. Кстати, в школе существуют определенные трудности в методике преподавания татарского языка, в результате выпускники практически его и не знают. И здесь общение на бытовом уровне как раз и может помочь решить проблему. Но дети находятся в разных группах и классах, и основное время проводят среди сверстников своей национальности.

   Еще интересный штрих. Дома русские дети от своих родителей узнают, что сегодня с русской фамилией очень трудно сделать карьеру. И как после всего этого подросток будет относиться к окружающему его миру, в конце концов, к республике, где он живет?

   Вопрос, связанный с национальными проблемами, очень тонкий. Здесь нужен спокойный, взвешенный подход. Сегодня необходимо провести социометрическое исследование данной проблемы, то есть выяснить степень влияния тех или иных факторов на детскую и подростковую среду. Необходимо делать это уже сейчас, чтобы в будущем не столкнуться с еще более запутанной ситуацией.

   Владимир Зюляев. Учитель 1-й категории.

   

   




Hosted by uCoz