/Дмитрий
Михайлин/
Детей поставили в угол. Национальный
Уважаемая
редакция!
Я являюсь постоянным вашим
читателем и рад, что в Татарстане есть одно издание, которое не
боится выносить на обсуждение злободневные темы. Хотелось бы
поделиться с вами одной проблемой, о которой в школах говорят все
больше и больше. Я сам работаю в обыкновенной школе преподавателем
истории, но выражу мнение, пожалуй, большинства педагогов.
В Татарстане с девяностых годов действуют
законы "О языках народов РТ", "Об образовании", Государственная
программа РТ по сохранению, изучению и развитию языков народов РТ. С
этого времени начался новый этап развития национального образования
в республике. Здесь только можно и нужно приветствовать тот факт,
что татарский народ в полной мере может развивать свою национальную
самобытную культуру. И для того чтобы в республике, да и просто у
татарского народа была своя, национальная, интеллигенция, необходимы
татарские национальные школы, гимназии, вузы, а они сегодня есть в
РТ. Однако здесь произошел некий перекос, который в будущем может
обернуться и драматическими последствиями. В чем проблема?
В самых обычных детских садах и школах
дети комплектуются по национальному признаку. В любом обычном
детском саду есть татарская группа, в самой обычной школе в каждой
параллели существует татарский класс или класс с воспитанием на
татарском языке. При этом вы не найдете ни одного программного
документа, в котором бы предписывалось подобное. Любой завуч школы
или заведующий детским садом вам объяснит, что вся эта инициатива
исходит от родителей и администрация только идет навстречу.
Если взглянуть на класс, где воспитание
ведется на татарском языке, то здесь непонятен сам смысл такого рода
комплектации детей. Преподавание в этих классах ведется на русском
языке, учебники также на русском языке. И получается, что детей
собрали в такой класс для того, чтобы отчитаться перед вышестоящими
органами. При этом создается интересная ситуация. Уже с детского
сада дети разных национальностей начинают жить и работать порознь.
Русские и татарские дети лишены общения с друг другом; они общаются
между собой на своем языке; они варятся в своей национальной
атмосфере - и нет уже между детьми того контакта, который так
хочется видеть. Татарские дети привыкают говорить и общаться на
татарском языке. Кстати, в школе существуют определенные трудности в
методике преподавания татарского языка, в результате выпускники
практически его и не знают. И здесь общение на бытовом уровне как
раз и может помочь решить проблему. Но дети находятся в разных
группах и классах, и основное время проводят среди сверстников своей
национальности.
Еще интересный штрих. Дома
русские дети от своих родителей узнают, что сегодня с русской
фамилией очень трудно сделать карьеру. И как после всего этого
подросток будет относиться к окружающему его миру, в конце концов, к
республике, где он живет?
Вопрос,
связанный с национальными проблемами, очень тонкий. Здесь нужен
спокойный, взвешенный подход. Сегодня необходимо провести
социометрическое исследование данной проблемы, то есть выяснить
степень влияния тех или иных факторов на детскую и подростковую
среду. Необходимо делать это уже сейчас, чтобы в будущем не
столкнуться с еще более запутанной ситуацией.
Владимир Зюляев. Учитель 1-й категории.
|