На главную | Официальные документы | Образцы заявлений | Cсылки по теме | Гостевая книга

Об одном из уроков крымской истории

 

Оригинал статьи опубликован на сайте:
http://kp.crimea.ua/text/num4/jan_2002_04.html



Поводом к написанию данной статьи явилась телепередача по крымскому ТВ, в которой шла речь в основном о правовом положении крымскотатарского меджлиса и курултая, но были затронуты и другие не менее важные вопросы, в том числе о национально-государственном самоопределении крымскотатарского народа. Участвовавший в передаче народный депутат Украины, представитель меджлиса Рефат Чубаров ратовал за предоставление крымским татарам статуса "коренного народа" и создание в Крыму крымскотатарской национальной автономии, которая, по его словам, будет отвечать интересам граждан всех национальностей полуострова. Необходимость предоставления крымским татарам национальных квот при проведении очередных выборов в Верховный Совет республики объяснялась им депортацией 1944 года, которая якобы нарушила нормальный естественный процесс межнациональных отношений в Крыму.

То ли депутат действительно не знает исторической правды, то ли сознательно заводит телезрителей в заблуждение. Скорее всего, его "дипломатия" рассчитана на тех, кто не знает подлинной истории национальной политики в Крыму в 20-30-е годы. Она не только не разрешала здесь национального вопроса, но и значительно усугубила его, что и привело к депортации не только крымских татар. Представители последних сыграли немалую роль в обострении межнациональных отношений в республике. Поэтому говорить о нормальном, естественном состоянии сожительства представителей разных народов до депортации крымских татар нет оснований. В подтверждение этого приведем конкретные факты.

После окончания гражданской войны в структуре Крымского обкома партии было образовано татарское бюро в составе Фирдевса, Меметова, Идрисова, Ибрагимова, Дерен-Айерлы, Булушева, Ногаева. Именно оно стало инициатором постановки перед властными органами России вопроса о признании крымских татар "коренным народом Крыма" и осуществлении в провозглашенной в октябре 1921 года крымской автономии татаризации управленческого аппарата, средств массовой информации и культурно-просветительных учреждений. По постановлению этого же бюро во все коллегии Наркоматов Крымской АССР были введены Кипчакский, Хаттатов, Чобан-заде, Одабаш, Чапчпкчи, Озенбашлы, Исхакова, Айвазов, Сеттаров, Муслюмов, Ягъев, Ибрагимов. Этим самым в Крыму было положено начало проведению политики татаризации.

Состоявшийся в 1923 году XII съезд РКП (б) признал целесообразным проведение политики коренизации в национальных окраинах страны, где рабочие в силу исторических условий были полностью русифицированы, а крестьянство пользовалось своим родным национальным языком. Разность языков создавала серьезные препятствия на пути сближения рабочих и крестьянских масс. В полной мере это относилось к Украине, где крестьянское население численно было преобладающим. В интересах его завоевания на сторону новой власти проводилась политика украинизации, в ходе которой на руководящие посты выдвигались в первую очередь представители украинской национальности, свободно владевшие родным языком. Такая политика в украинских условиях соответствовала запросам подавляющего большинства населения республики. Иным было положение в Крыму, здесь татары составляли только 25% от общего числа населения полуострова. Поэтому политика татаризации отвечала интересам лишь крымскотатарского меньшинства. Посетившая в 1924 году Крым комиссия ЦК РКП (б) отмечала, что национальная политика проводится здесь однобоко, в сторону татаризации. При этом полностью игнорируются интересы других национальных меньшинств.

Но эти выводы не смущали татарское бюро и созданную при ЦИК и СНК республики центральную комиссии по татаризации. Члены этой комиссии Фирдевс, Дерен-Айерлы, Чобан-заде, Озенбашлы рождали все новые и новые планы татаризации, мобилизовывали крымскотатарскую общественность на их поддержку. С этой целью созывались беспартийные конференции крымских татар, на которых формулировались их требования не только к властным органам Крыма, но и РСФСР. На одной из таких конференций ее делегаты выдвинули следующие требования: 1. Закрепить за крымскими татарами 30 мест из 59 в КрымЦИК. 2. Утвердить председателем Крым СНК М. Н. Ибрагимова, а его заместителем - Чобан-заде. 3. Закрепить за крымскими татарами Наркоматы: Наркомпрос, Наркомзем, Наркомздрав, Совет народного хозяйства, Крымпредставительства Индела, Внешторга, Военкомата, введение крымских татар во все другие коллегии Наркоматов. 4. Широко использовать татарский язык в качестве государственного. 5. Отозвать из Крыма всех присланных из центра руководителей советской власти. 6. Осуществить реэмиграцию крымских татар из Турции и Балкан. 7. Санкционировать создание татарских эскадронов, запретив их вывод за пределы Крыма. 8. Создать в Крыму командные курсы из татар. В удовлетворении большинства этих требований крымским татарам было отказано.

Но процесс татаризации продолжал набирать темпы. Он послужил почвой, на которой у крымских татар стало слагаться представление о крымской автономии как национальной, крымскотатарской. Председатель КрымЦИК Вели Ибраимов и председатель КрымСНК Дерен-Айерлы делали все от них зависевшее для предоставления татарам льгот при наделении их землей, пастбищами, лесными угодьями. Все это не могло не сказываться на настроениях представителей других народов. Крымские немцы в пику татарам стали поднимать вопрос о создании на севере полуострова немецкой автономии. Льготы лицам татарской национальности вызвали недовольство других национальных меньшинств. Это привело к разногласиям в Крымской обкоме партии, появлению в нем сторонников продолжения татаризации и ее противников. Создались нездоровые отношения между секретариатом обкома, с одной стороны, и руководством КрымЦИК и КрымСНК - с другой. Все это привело к печальным последствиям. По требованию татар-руководителей из Крыма ЦК ВКП (б) в 1927 году отозвал секретаря обкома С. Д. Петропавловского, а в 1928 году состоялся судебный процесс над бывшим председателем КрымЦИК Вели Ибраимовым и его сообщниками.

Татаризация в Крыму сопровождалась усилением административно-бюрократических тенденций. Форсирование татаризации вело к погоне за высокими цифровыми показателями в этом деле. Татаризация превращалась в самоцель, порождая дополнительные проблемы. В основном она сводилась к простой замене русских или украинских служащих на лиц татарской национальности. Это обострило межнациональные отношения, вызывало протесты со стороны увольнявшихся, сеяло рознь между татарами и представителями других национальностей. Негативные последствия имели попытки властей организовать изучение татарского языка как государственного. Вершина достижений политики татаризации в Крыму отмечалась во время празднования 10-летия Советской власти. В дальнейшем она была доведена до полного абсурда, что и обусловило ее крах.

Как видим, история повторяется. В начале 20-х годов минувшего века представители крымскотатарской общественности тоже добивались признания татар "коренным народом Крыма", а вслед за этим рассматривали крымскую автономию как свою национальную и откровенно действовали вопреки интересам представителей других народов, населявших полуостров. Этот урок истории непременно должен быть учтен современными политиками Украины. Его игнорирование, действия по принципу "после нас - хоть потоп" могут обернуться для крымчан большой бедой, которая уже имела место в прошлом. В первые годы Советской власти Крым трижды провозглашался республикой, но ни разу - национальной. Тем не менее представители крымских татар пытались в прошлом и делают это в настоящем представить их как крымскотатарские. А уж если бы они действительно добились желанного для них "государственного самоопределения" татар в Крыму, то их действия в отношении других проживающих здесь национальных меньшинств легко предсказать.

Радужные идиллии, рисуемые Рефатом Чубаровым, призваны обеспечить татарам особые привилегии, но допустить этого нельзя. Все народы полуострова должны быть абсолютно равными в своих правах и возможностях, в том числе и при выборах в органы власти. Требуемые национальные квоты - дурной пример из числа заразительных. Осуществление прав татарского населения не должно противоречить правам других людей, интересам общества в целом.


Николай ДЕМЕНТЬЕВ.

 


ВАЛЮТА:


ПОГОДА:
ФОБОС: погода в г.Казань
Метео-ТВ

КОМПЬЮТЕРЩИКАМ:

Компьютерные
фирмы г.Казани


Пишите нам по адресу: notatar@hotbox.ru

Hosted by uCoz