|
о признании недействительной части Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, утвержденного ответчиком. Ответчиком утвержден, а с соответчиками согласован Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Республики Татарстан. Графы 3-16 первой строки таблицы Базисного учебного плана должны быть признаны недействительными в силу того, что установление обязательного изучения во всех общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан предметов "Татарского языка и литературы" в объеме "Русского языка и литературы" нарушает законные права и интересы моего ребенка, что выражается в следующем: Существуют федеральные государственные образовательные стандарты (ст. 7 ФЗ "Об образовании в РФ") и Приказ Минобразования РФ № 322 от 09.02.98 г., устанавливающие состав обязательных предметов и часов их изучения в РФ. Одновременно, существуют медико-санитарные нормативы максимального объема учебной нагрузки (см., например, Распоряжение КМ РТ № 716-р от 23.09.97 г.) Разница в часах обязательного объема изучения и максимально допустимого используется на реализацию права выбора учащемуся по своему интересу предметов для изучения из вариативной части (например, иностранные языки, математику и т.п.) Однако, установление ответчиком обязательного, дополнительного к федеральным нормативам, объема изучения именно татарского языка отнимает в пределах максимума нагрузки право выбора иного предмета по интересу ребенка, что является прямым нарушением п.3 ст.17 Конституции РФ, и создает неравные условия учащихся граждан РТ по сравнению с другими субъектами РФ, имеющими в размере этих часов возможность и свободу выбора предметов по интересам. Так как обжалуемый акт обязателен для всех учебных заведений района, то учебное учреждение (школа) не может предложить выбор учащимся, что ущемляет право учащегося, из-за невозможности выбора другого учебного заведения в пределах места жительства. Конституция РФ, законодательство в сфере образования в РФ комплексом статей закрепляют основные принципы: равенство прав и свобод независимо от места жительства, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения, единство федерального культурного и образовательного пространства. Более того, п.3 ст.3 ФЗ "Об образовании" установлено, что нормативные акты субъектов РФ не могут ограничивать права по сравнению с законодательством России. В данном случае поле прав и свобод, представленное законодательством России, ограничено, т.к. изучение татарского языка установлено не как право, а как обязанность. Дополнительная обязанность по времени влечет ограничение возможностей использования прав. Кроме того, лица, прибывающие в РТ на жительство из других субъектов РФ (или возвращающиеся после длительного времени отсутствия) не в состоянии сразу, в средних или старших классах, освоить на требуемом уровне программу татарского языка, т.к. в других субъектах такой обязанности нет. Заявитель не возражает, что, используя национальный компонент и компетенцию в области образования, Республика Татарстан должна всячески содействовать развитию и изучению татарской культуры и языка. Но именно содействовать, т.е. обеспечивать возможность в реализации этого права желающим, но не обязывать всех, отнимая свободу выбора и ограничивая права на другое. Кроме того, изучение татарского языка в объеме русского не оправдано ни с научной, ни с практической точки зрения, т.к. при сравнении объема потребностей в татарском языке и его использовании во всех сферах: бытовом общении, официальных документах, в средствах массовой информации, в прикладных науках, учебных процессах, в ВУЗах России и Татарстана, на международном уровне, в области информатики и компьютеров, в литературе и искусстве, в театрах и кино, на государственно и коммерческой службе — фактическое использование и практическая потребность в татарском языке несравнимо меньше русского, связи с реально жизнью равные объемы русского и татарского явно не соответствует. Используя дорогие учебные часы на не связанный с жизнью объем обязательного преподавания татарского языка, ответчики не только нарушают права, но и вредят действительному процессу необходимости изучения национальной культуры. Однако, введя в меньших, оправданных объемах национальный компонент в образовании, ответчики могли бы обеспечить действительно необходимое изучение татарской культуры в областях: традиции семьи, история государственности, искусство и литература, традиции кухни, праздники и обряды (сабантуй, курбан байрам — истоки и смысл которых многие, даже татары, не знают), великие личности, основы различной письменности, религии. Такое преподавание было бы действительно полезно всем гражданам Татарстана и смогло бы даже нетатароязычную часть населения сделать достойными носителями и представителями татарской культуры как в России, так и за ее пределами. Культура — это далеко не одно знание грамматики и языка, а язык — это не вся культура, а только ее часть, выполняющая основную функцию — как средство общения, и поэтому не столь всегда необходима, когда объективно избираются и преобладают другие средства общения (русский, английский). Исходя из изложенного, Конституционные принципы РФ предусматривают обязанность органов образования предоставлять возможность изучения языков и культур, а выбор является правом, а не обязанностью гражданина. Поэтому должна быть предоставлена реальная возможность на факультативной основе по выбору учащегося изучать выбираемые дополнительно к родному языки. Обжалуемая часть нормативного акта не соответствует п.3 ст.17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 17, 19, 26, 76 Конституции РФ, ст.ст. 6, 7, 32 ФЗ "Об образовании", прошу: 1. Признать недействительным Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Республики Татарстан в части установления обязательного изучения во всех общеобразовательных учреждениях РТ предметов "Татарского языка и литературы" в объеме "Русского языка и литературы" (первая строка таблицы, графы 3-16). Приложение: В порядке
подготовки дела к судебному разбирательству,
ходатайствую: Истец ...
|
|
Пишите нам по адресу: notatar@hotbox.ru