На главную | Официальные документы | Образцы заявлений | Cсылки по теме | Гостевая книга

Закон Республики Татарстан "Об образовании"

 

в редакции от 2 июля 1997 г. № 1247

Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином определенных образовательных уровней, что подтверждается соответствующим документом об образовании.
Уровень образования, воспитания и культуры личности обеспечивается совместными усилиями государства, семьи, общественных объединений и самой личности.



Раздел I. Общие положения


Статья 1. Государственная политика в области образования

Республика Татарстан провозглашает сферу образования приоритетной. Организационной основой государственной политики Республики Татарстан в области образования является Комплексная государственная программа развития образования, утверждаемая Государственным Советом Республики Татарстан. Комплексная государственная программа разрабатывается и корректируется на конкурсной основе. Конкурс объявляется Кабинетом Министров Республики Татарстан.


Статья 2. Законодательство Республики Татарстан об образовании

1. Законодательство Республики Татарстан об образовании включает Конституцию Республики Татарстан, настоящий Закон и другие нормативные правовые акты, действующие на территории Республики Татарстан.
2. Задачами законодательства Республики Татарстан в области образования являются:
- обеспечение и защита конституционного права граждан Республики Татарстан на образование;
- создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования в Республике Татарстан;
- определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования;
- разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и управления различных уровней;
- определение принципов государственной политики в области образования.
3. Юридические и физические лица, нарушившие законодательство Республики Татарстан об образовании, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.


Статья 3. Право граждан на образование

1. В соответствии с Конституцией Республики Татарстан граждане Республики Татарстан имеют право на получение образования независимо от национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального и имущественного положения, места жительства, отношения к религии, партийной принадлежности и иных обстоятельств. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только в соответствии с законом.
2. Право граждан на образование обеспечивается государством путем создания системы образования в Республике Татарстан и социально-экономических условий для получения образования.
3. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной защите и помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются законодательством.
4. Граждане Республики Татарстан имеют право освоить курс образовательного учреждения в форме самообразования, сдать экзамены экстерном и получить документ о соответствующем образовании и (или) квалификации.
5. Граждане Республики Татарстан имеют право на получение бесплатного среднего общего, начального и среднего профессионального образования и на конкурсной основе бесплатного высшего профессионального образования во всех государственных образовательных учреждениях и образовательных учреждениях местного самоуправления в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Затраты на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение граждан в государственном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.
6. Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования принимаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также инвалиды I и II групп, которым согласно заключению врачебно-трудовой комиссии не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях.
7. Государство оказывает содействие в получении образования сверх государственного образовательного стандарта гражданам, проявляющим способности к обучению, включая обучение за рубежом. Граждане имеют право на получение специальных государственных стипендий в порядке, устанавливаемом законодательством.
8. Выпускники государственных и негосударственных образовательных учреждений имеют равные права при приеме в образовательные учреждения следующего уровня обучения.
9. Гражданам других государств предоставляется право на получение образования в образовательных учреждениях Республики Татарстан в соответствии с международными договорами Российской Федерации и Республики Татарстан.


Статья 4. Основные принципы государственной политики в области образования

Основными принципами государственной политики в области образования являются:
1. Гуманистический, народно-национальный характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
2. Общедоступность и бесплатность образования в пределах государственного стандарта и в порядке, установленном настоящим Законом.
3. Единство обучения и воспитания, сотрудничество школы, дошкольного учреждения, семьи, общественных объединений, трудовых коллективов в воспитании детей и молодежи.
4. Связь обучения с жизнью и национальными культурными традициями.
5. Научный, светский характер государственной системы образования.
6. Единство системы образования, непрерывность, последовательность и преемственность образования во всех типах образовательных учреждений.
7. Свобода выбора языка обучения и право на обучение в школе на родном языке.
8. Демократический государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
9. Независимость государственных образовательных учреждений от идеологических установок и решений партий, религиозных и иных общественных объединений.


Статья 5. Национальные образовательные учреждения

Деятельность национальных образовательных учреждений направлена на возрождение национального самосознания личности, исходя из приоритета общечеловеческих ценностей. В национальных образовательных учреждениях обучение и воспитание проводятся на основе концепции развития образования в Республике Татарстан. Образование в национальных образовательных учреждениях соответствует государственным образовательным стандартам Республики Татарстан.


Статья 6. Язык (языки) обучения

1. Граждане Республики Татарстан имеют право на обучение на татарском или русском языках, а также на обучение в школе на родном языке.
2. Татарский и русский языки, как государственные языки Республики Татарстан, изучаются в учреждениях дошкольного, общего, начального и среднего профессионального образования в равных объемах.
3. В целях обеспечения качественной подготовки и переподготовки специалистов соответствующих профессий преподавание в учреждениях высшего и среднего профессионального образования ведется на государственных языках Республики Татарстан, а также на иностранных.
4. Кабинет Министров Республики Татарстан в соответствии с международными договорами и соглашениями с субъектами Российской Федерации оказывает содействие в получении необходимого образования на родном языке лицам татарской национальности, проживающим вне территории Республики Татарстан.


Статья 7. Государственные образовательные стандарты

1. В Республике Татарстан устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты, определяющие базовые требования к каждой ступени обучения и воспитания в общеобразовательных учреждениях (дошкольного, начального общего, основного общего (неполного среднего), среднего (полного) общего и профессионального образования), максимальный объем учебно-трудовой нагрузки обучающихся, воспитанников, обязательный минимум содержания образовательных программ.
2. Наряду с обязательным минимумом содержания образовательных программ вводятся вариативные программы, учебники и учебные пособия, отвечающие потребностям и интересам обучающихся, воспитанников.
3. При реализации образовательных программ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии устанавливаются специальные (коррекционные) государственные образовательные стандарты.
4. Национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов утверждаются Государственным Советом Республики Татарстан по представлению Кабинета Министров Республики Татарстан.
5. Национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов разрабатываются на конкурсной основе не реже одного раза в десять лет в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Татарстан.


Раздел II. Система образования в Республике Татарстан


Статья 8. Понятие системы образования

1. Система образования в Республике Татарстан представляет совокупность преемственных образовательных программ различного уровня, сеть государственных и негосударственных общеобразовательных, профессиональных и других образовательных учреждений, органов государственного управления образованием и подведомственных им предприятий, учреждений и организаций.


Статья 9. Форма получения образования

1. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.
2. Независимо от формы получения образования в рамках образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.
3. Кабинетом Министров Республики Татарстан устанавливается перечень профессий и специальностей, получение которых в форме очно-заочной (вечерней), заочной и в форме экстерната не допускается.


Статья 10. Образовательные программы

1. В Республике Татарстан реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:
а) общеобразовательные (основные, дополнительные);
б) профессиональные (основные, дополнительные).
2. Общеобразовательные программы решают задачи формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создания условий для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
3. К общеобразовательным относятся программы:
а) дошкольного образования;
б) начального общего образования;
в) основного общего (неполного среднего) образования;
г) среднего (полного) общего образования.
4. Профессиональные образовательные программы обеспечивают последовательный рост профессионального и общеобразовательного уровня, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы:
а) начального профессионального образования;
б) среднего профессионального образования;
в) высшего профессионального образования;
г) послевузовского профессионального образования (ординатура, адъюнктура, аспирантура и другие).
5. Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.
6. За пределами государственных образовательных стандартов на всех уровнях могут иметь место дополнительные общеобразовательные и (или) профессиональные образовательные программы.
7. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных образовательных учреждениях и образовательных учреждениях местного самоуправления определяются настоящим Законом и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.


Статья 13. Образовательные учреждения

1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс через реализацию одной или нескольких образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
2. К образовательным учреждениям относятся учреждения следующих типов:
- дошкольные;
- общеобразовательные (начального общего, основного общего (неполного среднего), среднего (полного) общего образования);
- учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
- учреждения дополнительного образования для взрослых;
- специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии:
- учреждения дополнительного образования для детей:
- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
3. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными (республиканскими и коммунальными), местного самоуправления и негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).
4. Действие законодательства Республики Татарстан в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Республики Татарстан независимо от их организационно-правовой формы.
5. Образовательное учреждение является юридическим лицом.
6. Деятельность государственных образовательных учреждений и образовательных учреждений местного самоуправления регулируется типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, утверждаемыми Кабинетом Министров Республики Татарстан, и разработанными на их основе уставами этих образовательных учреждений. Для негосударственных образовательных учреждений типовые
положения выполняют функции примерных.
7. Образовательные учреждения вправе образовывать ассоциации, союзы и иные образовательные объединения, в том числе с участием предприятий, учреждений и организаций. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений устанавливается законодательством.
8. Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством, распространяются и на общественные объединения, основной уставной целые которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ.
9. Статус образовательного учреждения (тип и вид образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ) определяется учредителем.


Статья 17. Дошкольное образование

1. Родители или лица, их заменяющие, являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного h интеллектуального развития личности ребенка, прививать любовь к родному языку и обучать ему.
2. Дошкольные образовательные учреждения оказывают помощь семье по созданию условий для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, осуществления коррекции недостатков развития детей.
3. Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения.
4. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.
5. Местные органы государственного управления образованием организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.


Статья 18. Общее образование

1. Общее образование является основным звеном системы образования и предоставляет всем гражданам равные возможности для получения и продолжения образования в соответствии с призванием, интересами и способностями каждого.
2. Общее образование включает три ступени: начальное общее, основное общее (неполное среднее), среднее
(полное) общее образование. Возраст, с которого допускается прием граждан, и продолжительность обучения на каждой ступени образования определяются уставом образовательного учреждения.
3. Основное общее (неполное среднее) образование и государственная (итоговая) аттестация являются обязательными.
4. Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста пятнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
5. Порядок приема в государственные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего (неполного среднего), среднего (полного) общего образования устанавливает учредитель, обеспечивающий прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. В образовательных учреждениях с образовательной программой повышенной сложности прием на первую ступень может осуществляться на конкурсной основе с учетом заключения медико-педагогической комиссии.
6. Получение основного общего (неполного среднего) образования в общеобразовательном учреждении по очной форме ограничивается восемнадцатилетним возрастом обучающегося. Для категорий обучающихся, указанных в пунктах 7, 8, 11 статьи 45, предельный возраст получения основного общего (неполного среднего) образования может быть увеличен.
7. По взаимному согласию родителей (законных представителей) и местного органа государственного управления образованием обучающийся, воспитанник, достигший пятнадцатилетнего возраста, может оставить образовательное учреждение до получения им основного общего (неполного среднего) образования.
8. По решению органа управления общеобразовательного учреждения за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение
из данного образовательного учреждения обучающихся, воспитанников, достигших четырнадцатилетнего возраста. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия органов опеки и попечительства.
Об исключении обучающегося, воспитанника образовательное учреждение обязано в трехдневный срок проинформировать местную администрацию, органы местного самоуправления.
Местная администрация, органы местного самоуправления совместно с родителями (законными представителями) исключенного в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении.


Статья 20. Реализация профессиональных образовательных программ. Профессиональная подготовка

1. Профессиональные образовательные программы, в том числе для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и инвалидов, реализуются в образовательных учреждениях профессионального образования, в том числе в специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Образовательные учреждения профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию, реализуют указанные образовательные программы соответствующего уровня в целях подготовки работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня.
2. Наличие любого другого профессионального образования не может служить основанием для отказа в приеме граждан в образовательное учреждение профессионального образования.
3. Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях начального профессионального образования и других образовательных учреждениях: межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах), а также в образовательных подразделениях
организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, прошедших аттестацию и имеющих соответствующие лицензии.
4. Общеобразовательные учреждения по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями могут проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности. Начальная профессиональная подготовка проводится только с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей).


Статья 21. Начальное профессиональное образование

1. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку рабочих кадров. Минимальным образовательным уровнем для получения начального профессионального образования является основное общее (неполное среднее) образование. По отдельным профессиям начальное профессиональное образование может базироваться на среднем (полном) общем образовании. В необходимых случаях государство создает условия для получения профессии лицами, не имеющими основного общего (неполного среднего) образования.
2. Начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах данного уровня).
3. Граждане, получающие в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования и образовательных учреждениях местного самоуправления первую профессию, а также обучающиеся по направлению службы занятости, проходят обучение бесплатно.


Статья 22. Среднее профессиональное образование

1. Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов на базе основного общего (неполного среднего), среднего (полного) общего или начального профессионального образования.
2. Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.
3. Образовательные учреждения среднего профессионального образования могут реализовывать образовательные программы начального профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
4. Граждане, получающие в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования и, образовательных учреждениях местного самоуправления первую профессию или специальность, а также обучающиеся по направлению службы занятости, проходят обучение бесплатно.
5. Граждане, имеющие среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.


Статья 23. Высшее профессиональное образование

1. Высшее профессиональное образование в Республике Татарстан имеет целью подготовку специалистов соответствующего профиля, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего и среднего профессионального образования, укрепление экономической и правовой основы Республики Татарстан, развитие национальных культур и традиций.
2. Высшее образование осуществляется в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (университетах и других высших учебных заведениях).
3. Лица, имеющие начальное и среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенной ускоренной программе.


Статья 24. Послевузовское профессиональное образование

1. Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.
2. Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре и адъюнктуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях.


Статья 25. Дополнительное профессиональное образование

1. Дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации и переподготовка кадров) осуществляется в учреждениях начального среднего и высшего профессионального образования, в институтах повышения квалификации и переподготовки, институтах усовершенствования, на курсах повышения квалификации, в научно-исследовательских учреждениях и иных учреждениях на основании договора между заинтересованными сторонами.
2. Контроль за повышением квалификации и переподготовкой кадров возлагается на руководителей предприятий, учреждений и организаций, а также соответствующие министерства, государственные комитеты и ведомства.
3. Порядок организации деятельности, реорганизации и ликвидации учебных заведений повышения квалификации и переподготовки кадров, а также их филиалов определяется учредителем.


Статья 27. Документы об образовании

1. Образовательное учреждение выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией. Форма документов определяется самим образовательным учреждением. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения.
2. Образовательные учреждения общего, начального и среднего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.
3. Документ государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации является необходимым условием для продолжения обучения в государственном образовательном учреждении или образовательном учреждении местного самоуправления последующего уровня образования, если иное не предусмотрено уставом соответствующего образовательного учреждения.
Указанные в документах о начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном образовании и (или) квалификации и в документах о послевузовском профессиональном образовании ученые степени дают право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном порядке определены обязательные квалификационные требования к соответствующему образовательному цензу.
4. В Республике Татарстан устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы):
1) основное общее (неполное среднее) образование:
2) среднее (полное) общее образование;
3) начальное профессиональное образование;
4) среднее профессиональное образование;
5) высшее профессиональное образование;
6) послевузовское профессиональное образование.
5. Лицам, не завершившим образование данного уровня, выдается справка установленного образца.


Раздел V. Социальная защита образования

Статья 45. Права и социальная защита обучающихся, воспитанников

1. Права и обязанности обучающихся, воспитанников определяются законодательством Республики Татарстан и уставом образовательного учреждения.
2. Обучающиеся, воспитанники всех образовательных учреждений в соответствии с законодательством имеют право на:
- получение образования в соответствии с государственным образовательным стандартом;
- выбор учебного заведения, языка обучения, профиля и форм обучения, индивидуальных программ;
- получение дополнительных образовательных услуг, в том числе платных;
- ускоренный срок обучения, сдачу экзаменов по всем или отдельным предметам экстерном;
- свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
- бесплатное пользование научной, учебно-производственной, культурно-спортивной и оздоровительной базой учебно-воспитательного учреждения при проведении мероприятий, предусмотренных учебно-воспитательным процессом;
- участие в научной работе, изобретательской и рационализаторской деятельности, направление за рубеж для учебы, стажировки, участие в конференциях, олимпиадах и других образовательных мероприятиях;
- продолжение образования;
- обжалование в совете учебно-образовательного учреждения действий администрации, преподавателя, унижающих честь и достоинство обучающегося, воспитанника, требование к себе гуманного, справедливого отношения.
3. Обучающихся, воспитанников государственного образовательного учреждения или образовательного учреждения местного самоуправления учредитель в пределах своей компетенции и в соответствии с действующими нормативами обеспечивает стипендиями, местами в общежитиях и интернатах, льготным или бесплатным питанием и проездом на транспорте, иными видами льгот и материальной помощи.
4. Не допускается принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные объединения, а также принудительное привлечение их к деятельности этих объединений и к участию в агитационных кампаниях и политических акциях.
5. Обучающиеся в образовательных учреждениях по очно-заочной (вечерней) и заочной форме, выполняющие учебный план, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы, на сокращенную рабочую неделю и на другие льготы, которые предоставляются в порядке, устанавливаемом законодательством.
6. Обучение и содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных и аккредитованных образовательных учреждениях осуществляется на основе полного государственного обеспечения.
7. Для детей и подростков с отклонениями в умственном и физическом развитии местные органы управления образованием создают специальные (коррекционные) группы, классы, образовательные учреждения, обеспечивающие их воспитание, обучение, лечение, социальную адаптацию и интеграцию в обществе. Направление в них обучающихся, воспитанников этой категории проводится только по заключению психолого-медикопедагогической комиссии с согласия родителей (законных представителей). Финансирование указанных образовательных учреждений осуществляется по нормативам, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Татарстан.
8. Для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших одиннадцатилетнего возраста, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку. Направление учащихся в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда.
9. Для особо одаренных детей, подростков и молодых людей могут создаваться нетиповые образовательные учреждения. Критерии отбора обучающихся, воспитанников в такого рода образовательные учреждения определяются учредителем и доводятся до сведения общественности. Сверхнормативное финансирование таких образовательных учреждений осуществляется за счет средств учредителя.
10. Обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.
11. Для лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, администрацией этих учреждений и органами государственного управления образованием создаются условия для получения основного общего (неполного среднего) и начального профессионального образования, а также самообразования.
12. На обучающихся в негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, распространяется право на получение льгот, предусмотренных законодательством для обучающихся в государственных образовательных учреждениях.
13. Граждане, получившие образование в неаккредитованных образовательных учреждениях, в форме семейного образования и самообразования, имеют право на аттестацию в форме экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа.
14. Обучающиеся, воспитанники общеобразовательных школ могут устраиваться на работу в свободное от учебы время в порядке, предусмотренном трудовым законодательством.
15. Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.


Статья 46. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников

1. Образовательные учреждения по согласованию с органами здравоохранения создают условия для охраны жизни и здоровья обучающихся, воспитанников.
2. Режим занятий, учебная и трудовая нагрузка обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций органов государственного управления образованием, согласованных с органами здравоохранения.
3. Ответственность за создание безопасных условий для обучения, охрану труда в процессе учебной производственной деятельности, практики обучающихся, воспитанников возлагается на должностных лиц органов государственного управления образованием, образовательных учреждений, предприятий, учреждений и организаций в соответствии с законодательством.
4. Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются учебно-оздоровительные учреждения, в том числе санаторного типа. Учебные занятия могут проводиться также в лечебных учреждениях и на дому.
5. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинского персонала.
6. Организация питания в образовательном учреждении возлагается на местные органы государственного управления, органы местного самоуправления. Инфляционный рост расходов на питание и охрану здоровья обучающихся, воспитанников полностью компенсируется государством.


Статья 47. Права и обязанности родителей (законных представителей) в области образования

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего (неполного среднего) образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, требовать уважительного отношения к личности ребенка, защищать законные права и интересы, обжаловать в органы государственной власти и суд действия педагогов, руководителей образовательных учреждений и учредителя, связанных с обучением и воспитанием их детей, и принимать участие в управлении образовательным учреждением.
2. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников имеют право дать им начальное общее, основное общее (неполное среднее) и среднее (полное) общее образование в семье. В этом случае между родителями (законными представителями) и соответствующим органом управления образованием может заключаться   договор, определяющий необходимые правовые, экономические и другие условия и обязательства сторон с учетом интересов ребенка, семьи, общества. Ребенок, обучающийся в семье, вправе на любом этапе обучения продолжить обучение в образовательном учреждении при положительной аттестации.
3. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования.


ВАЛЮТА:


ПОГОДА:
ФОБОС: погода в г.Казань
Метео-ТВ

КОМПЬЮТЕРЩИКАМ:

Компьютерные
фирмы г.Казани


Пишите нам по адресу: notatar@hotbox.ru

Hosted by uCoz